20 ноября, 2014

«План Могерини» вместо «Плана Маршалла». Новые условия поддержки Киева

    Руководство ЕС склоняется к мнению, что санкции против России - не самый эффективный инструмент урегулирования украинского кризиса. Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини признала, что санкции работают исключительно как часть более широкой стратегии.
    Глава европейской дипломатии пояснила, что главное - «политический процесс, с пересмотром отношений с Россией». Высокопоставленный представитель ЕС также заявила, что готова поехать в Москву и Киев для переговоров по разрешению кризиса на Украине. По словам Могерини, «первый пункт плана ЕС это снижение напряженности на Востоке Украины путем политического диалога с Россией. Второй – продолжение экономического давления посредством санкций». Наконец, третий элемент - «внутренние реформы в Украине».


    Напомним, что за расширение санкций в отношении России высказались только шесть государств-членов ЕС. Среди них Великобритания, Швеция, Польша, Литва, Латвия и Эстония. Большинство членов Евросоюза готовы ждать эффекта от уже действующих антироссийских санкций.

    Заявление нового верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности ЕС отражает двусмысленность стратегии Брюсселя в деле украинского урегулирования, отмечает замдиректора центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдан Безпалько.

    – С одной стороны европейцы оказывают экономическое и политическое давление на Россию. С другой - пытаются переложить на Москву бремя финансирования Украины. Проблема в том, что киевское руководство не обладает субъектностью. Оно просто выполняет геополитический заказ, продиктованный США. И этот воинственный настрой наносит ущерб странам Евросоюза.

    Собственно говоря, второй пункт предполагает расширение санкционной активности. Что свидетельствует о зависимости ЕС и его управленцев от Вашингтона, который продавливает тот вариант разрешения ситуации, который не выгоден ни России, ни Европе. Специалисты из Мюнхенского института экономических исследований признали, что санкции против России неэффективны, если не сказать бессмысленны. В том смысле, что они приносят больший вред самим странам ЕС. И, в частности, его основным «локомотивам» – Франции и Германии.

    Восточная Европа выступает заложником этой ситуации. Так, президент Чехии Милош Земан неоднократно выступал против санкций в отношении России. В соседней Венгрии аналогичные настроения.

    «СП»: – С какой целью Евросоюз поднимает тему внутренних реформ на Украине?

    – Это позволяет снять с себя ответственность за судьбу «майданного» проекта. Сказать, что украинские власти не провели достаточно глубокие реформы и поэтому финансирование этого государства, выделение ему «свободных полок» на рынке ЕС предоставлено не будет. Это очень удобная отговорка для европейцев, чтобы отказаться от финансирования Украины. При том, что американцы принуждают европейские страны оплачивать украинские долги и финансировать страну, находящуюся в состоянии, близком к дефолту.

    На самом деле самый мощный инструмент влияния России на ситуацию на Украине - это не мифическая агрессия «псковских десантников» и «колонны военной техники», а экономическое и торговое давление. Украина и так задыхается. Пройдет еще некоторое время, и она рухнет под тяжестью собственных экономических и социальных проблем.

    «СП»: – То есть никакой реальной повестки по украинскому урегулированию никто и не собирается предлагать, это лишь повод избавиться от балласта?

    – Для Брюсселя было бы выгодно включение Украины в структуры полуколониального характера и установление контроля над ее экономикой с целью сбыта собственных товаров. При этом военные действия, разрастание хаоса, который разрушает экономические связи между Россией и ЕС, Берлину и Парижу совершенно невыгодны. Возникает парадоксальная ситуация, когда интересы стран, входящих в Евросоюз, и самого этого объединения расходятся. Потому что структуры ЕС играют роль сателлитов США, действуя в ущерб собственным интересам. В то же время растет число политиков внутри Франции и Германии, которые выступают за разрешение украинского конфликта на условиях, приемлемых для России. В такой ситуации сложно говорить о наличии планомерной и согласованной стратегии по отношению к украинскому кризису. Собственно говоря, заявление верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности ЕС выражают разнонаправленность политики, когда евробюрократы пытаются усидеть одновременно на двух стульях. То есть с одной стороны - угодить США, а с другой - купировать хаос на Украине.

    При этом санкции против России вводятся таким образом, чтобы это в минимальной степени отразилось на наших отношениях. В частности, министр экономики Германии Дитмар Габриэль высказался за то, чтобы возобновить строительство «Южного потока». Что отражает сомнения Евросоюза по поводу надежности Украины как ответственного транзитера. Это расходится с позицией США, которые пытаются сделать себя основным поставщиком энергоносителей в ЕС.

    «СП»: – Каковы перспективы переговорного процесса по Украине, будет ли он возобновлен и в каком формате?

    – Киев настаивает на том, чтобы в числе посредников были ЕС и США. Это так называемый «женевский формат». Россия настаивает на «минском формате» (Россия, Украина, ОБСЕ). Но я не вижу особой разницы, если учитывать, что ни женевские, ни минские договоренности не соблюдались. Мы видим, что Киев в риторике и в реальной политике все больше милитаризируется. Порошенко и его команда уже не просто призывают стереть Донбасс с лица земли, но и развязать полномасштабную войну с РФ.

    По этой причине возобновление переговорного процесса маловероятно. Для того, чтобы Киев прозрел, он должен потерпеть военное поражение. Украинские силовики сейчас занимаются провокациями, чтобы использовать обострение ситуации для эскалации санкционного режима против России. Таким образом оказывается давление на ополченцев через РФ.

    Если ставится цель достичь компромисса, на переговорах должны присутствовать все. В первую очередь, представители Новороссии. По сути дела, украинское руководство признало потерю Донбасса. Не только в политическом или военном отношении, но и в экономическом. Отказ от выплат пенсий и зарплат означает признание, что жители Новороссии больше не имеют отношения к Украине. Это означает ни много ни мало - поражение в гражданских правах. Теперь странно говорить о том, что группа террористов захватила Донбасс и принуждает его жителей к отделению. Фактически Порошенко признал, что все население ДНР и ЛНР поддерживает тех людей, которые выступают в качестве политических и военных руководителей Новороссии.

    По мнению старшего научного сотрудника ИМЭМО РАН Николая Работяжева, «план Брюсселя» заключается в децентрализации Украины с предоставлением широких полномочий Юго-Востоку.

    – При этом о федерализации речь не идет. По большому счету ничего нового Евросоюз предложить Донбассу не может и не хочет. Если бы Федерика Могерини имела в виду федерализацию, она бы сказала об этом. Киев опасается, что даже элементарные права автономии приведут к усилению центробежных тенденций.

    Складывается такое впечатление, что Брюссель постепенно отходит от линии на однозначную поддержку Киева, когда виновником всех зол и бед «назначается» Россия. Заявление Могерини свидетельствует о том, что у европейцев постепенно спадает пелена с глаз, что позволяет видеть ситуацию на Украине не в черно-белом цвете, а более объемно.

    «СП»: – Эта эволюция в мировоззрении получит продолжение за переговорным столом?

    – Не исключаю, что европейские чиновники будут исповедовать более взвешенный подход. Признавая ответственность, которая лежит на Киеве, который проводит жесткую и негибкую политику по отношению к Юго-Востоку. Пока украинские власти заняты формированием парламентской коалиции и созданием правительства. Это настолько увлекательное занятие, что военная составляющая «урегулирования» будет заморожена как минимум до весны. Маловероятно, что до этой поры возобновятся крупномасштабные действия в Донбассе.

    Экономические трудности, которые будут только нарастать, также подтолкнут украинские власти к большей умеренности. Без диалога и компромисса с Россией в такой ситуации не обойтись. Сомневаюсь, что Порошенко, исходя из соображений майданного фанатизма, пойдет на то, чтобы жители Киева мерзли зимой.

    «СП»: – На кого работает время в период перемирия, пускай хрупкого и условного?

    – Время заставляет украинские власти склоняться к большей умеренности и к поиску компромисса. Украинская власть не сможет долго просуществовать в плену иллюзий.

    Евросоюз готов запустить процесс федерализации в качестве ключевого элемента по разрешению украинского кризиса, считает доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин.

    – При этом для сохранения лица Киеву предложат назвать это децентрализацией. Для России важно, чтобы федералистский статус был связан с внешнеполитической ориентацией Украины. Чтобы через восточные регионы оказывать влияние на всю политическую систему Украины. Когда их представители имеют право блокирования ключевых решений, в том числе во внешней политике. Например, по вопросу о вступлении в НАТО, о внеблоковом статусе.

    «СП»: – Есть ли гарантии, что договоренности будут выполняться?

    – Это сложный вопрос. Можно созвать международную конференцию, на которой будет одобрен проект конституционной реформы Украины. В принципе, Брюссель заинтересован в том, чтобы Киев отказался от пронатовской риторики. Украину в НАТО никто не ждет, это невозможно даже чисто технически. С другой стороны, в среду в Киев приедет вице-президент США Джозеф Байден. Есть вероятность того, что Вашингтон будет дожимать Россию и на серьезный компромисс не пойдет.

    В идеале обе стороны (США и Россия) вышли из кризиса с наименьшими имиджевыми потерями. То есть, чтобы никто не показал себя проигравшей стороной. В этой связи наиболее вероятным мне представляется сценарий глубокой заморозки конфликта. Так сказать, ухудшенный приднестровский вариант. Но в этом случае России придется иметь продолжительный клинч с Западом, находясь под санкциями. И здесь встает вопрос об обеспечении Донбасса. Порошенко подписал указ о фактической экономической блокаде Донбасса. Нам следует признать, что в зимний период Новороссия будет находиться в положении еще худшем, чем сама Украина. С учетом того, что ее финансовая система была завязана на Киев. Не говоря о том, что люди могли работать в одном месте, а жить теперь уже по другую сторону фронта. Бремя экономической ответственности за Новороссию может тяжелым грузом лечь на Россию, которая и так находится под санкциями.




Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий